Информация из документов ЦАМО, которые выложены на сайте История 16 танковой бригады, позволяет предположить, что эти танки принадлежали 16-й танковой бригаде и были подбиты 31 марта 1942 года в районе деревни Дубовик.
Вот как эти события предыдущего дня - 30 марта 1942 года - описываются в книге "На Волховском фронте": "...Противнику удалось подтянуть резервы, и успех первого дня не был развит. Танки с десантом мотострелкового батальона лишь незначительно углубились в оборону противника и без пехоты подошли к дер. Дубовик.
Первым к деревне прорвался танк KB под командованием старшего лейтенанта П. П. Бачилова. Несмотря на то что у танка была выведена из строя пушка, он, маневрируя по дороге Липовик — Дубовик, нарушал связь между частями противника, его пулеметный огонь и гусеницы уничтожили вражеский обоз. Возвращаясь на сборный пункт, танк подорвался на фугасе. Его начали окружать автоматчики противника. Экипаж выбрался из машины и, спрятавшись под ней, подготовил гранаты и личное оружие для самообороны. Командир по радио передал свои координаты и потребовал открыть огонь по танку шрапнелью, которая не дала бы возможности врагу подойти к нему. Этот огонь велся до тех пор, пока не подоспели высланные на помощь танки Т-34 старшего лейтенанта Говелева, а затем еще два БТ. За этот подвиг все члены экипажа были награждены боевыми орденами".
К сожалению, в книге описание боя танка КВ-1 старшего лейтенанта Бачилова из альбома-истории 16-й танковой бригады приведено не полностью. События следующего дня - 31 марта 1942 года - связанные с гибелью Бачилова и потерей танка КВ авторы приводить не стали.
«На другой день противник, подтянув пехоту и танки, поджег танк старшего лейтенанта Бачилова. Трое из состава экипажа: мехводитель Анчугов, мл. мехводитель Григорьев, радист Митченко, пробираясь по немецким траншеям, пробились к своей пехоте. Старший лейтенант Бачилов и командир орудия Лопата пали смертью храбрых. Весь экипаж награжден орденами Советского Союза; старший лейтенант Бачилов был награжден орденом Отечественная война I степени».
Из боевого донесения 16-й тбр на 18.00 31.03.1942 г.: «Противник, неся большие потери, в целях задержания нашего наступления снял 21 ПД в составе трех полков из района Кириши на усиление узлов сопротивления в районе отметки 37,7, лес южнее Дубовик, Дубовик, где сосредоточил до двух полков и до двух батальонов как резерв в районе Липовик.
В 14.00 колонна пехоты противника с минометами, артиллерией и при поддержке 5 тяжелых танков подошла по дороге из Липовик к отметке 37,7 и наступает на урочище Рели. Наши танки в количестве 3-х (1 КВ и 2 БТ) восстанавливающиеся на поле боя южнее отметки 37,7 были сожжены противником. Экипаж в количестве 3-х человек сгорел».
В "Сведениях о техническом состоянии материальной части 16 ТБР на 16.00 31.03.1942" три танка (один КВ и два БТ) числятся сгоревшими южнее отметки 37,7.
Немцы также подтверждают уничтожение трех танков 31 марта. Цитата из Альмайер-Бека: "Das Regiment Voss setzte am 31. 3. das II./IR. 3 mit der Masse der unterstellten Panzer zum Gegenangriff an, vernichtete drei eingebrochene Feindpanzer und schloß die HKL., von Bomben- und Schlachtfliegern unterstützt, ja schob diese sogar um rund 800 m nach Nordwesten vor".
В "Сведениях о безвозвратных потерях боевых машин 16 ТБР за март 1942 года" приводятся заводские номера сгоревших машин. 31 марта в районе Дубовик сгорели танки БТ-5 с заводскими номерами 6391 и 01-97, а также танк КВ-1 с заводским номером 9724.
КВ-1 с заводским номером 9724 выпуска января 1941 года был отправлен 13 февраля 1941 года в 10-ю танковую дивизию в Золочев. После начала войны танк был привезен на ЛКЗ на ремонт. В октябре 1941 года танк был восстановлен с присвоением нового заводского номера 5232 - "Машина 5232/9724 собрана как новая, но с использованием горелого ремонтного корпуса".
15 октября 1941 года танк был отправлен в 12-й запасной танковый полк. Далее танк попал в Отдельную танковую бригаду (125-я), из которой он был передан в 124-ю танковую бригаду. В феврале 1942 года танк был переправлен через Ладожское озеро (возможно, в составе 2-го танкового батальона 124-й танковой бригады, хотя это нуждается в уточнении) и в марте 1942 года оказался в составе 16-й танковой бригады.
Немного замечаний по матчасти. Наличие у танка упрощенной 90-мм башни объясняется использованием только корпуса выпуска января 1941 года. Люк в отделении управления еще выпуклый. На лобовых деталях корпуса отсутствует допброня. Опорные катки танка, видимо, довоенного типа без усиления. Хотя ввиду плохого качества снимков насчет допброни и типа катков еще имеются вопросы.
За документы из фондов 16-й тбр и 54-й армии огромное спасибо автору сайта История 16 танковой бригады Леониду Всеволодовичу Горчакову.
Исправления и дополнения приветствуются.
UPD. Фотоснимки вставлял в пост с сайта и они почему-то не отображаются в Internet Explorer. Так что смотрите другими броузерами.