iam_krasnoyarsk (iam_krasnoyarsk) wrote,
iam_krasnoyarsk
iam_krasnoyarsk

Categories:

Про танки КВ-1 генерала Лизюкова

     Утром 23 июля 1942 года две танковых бригады 2-го танкового корпуса начали атаку с целью оказания помощи танкам 148-й танковой бригады, которые прорвались утром 22 июля 1942 года в район села Медвежье Семилукского района Воронежской области и, по данным авиации, продолжали вести там бой.

     Через полтора часа после начала атаки по маршруту своих танковых бригад с командного пункта в танке КВ-1 из 239-го танкового батальона 27-й танковой бригады выехал командир 2-го танкового корпуса Герой Советского Союза генерал-майор Лизюков Александр Ильич.
     Выехал и пропал без вести...



     В 2013 году Игорь Сдвижков опубликовал в журнале "Военно-исторический архив" статью под названием «К вопросу о гибели и захоронении генерала Лизюкова: новые данные». В этой статье был приведен и заводской номер танка КВ-1 выпуска Челябинского Кировского завода, на котором генерал Лизюков ушел в свой последний бой.
      Так что ниже остановимся на технических особенностях этого танка КВ-1 для возможного дальнейшего его поиска на немецких фотоснимках.

     Далее процитирую статью, которую автор также разметил на форуме МВФ с приложением сканов архивных документов (ссылка):
     «Все экипажи танков КВ (50 человек) прибыли со своими 10 танками в 27 тбр в составе 12-й и 13-й маршевых рот из Челябинска прямо накануне наступления – 20 июля 1942 года. Для бригады они были новичками, ранее в её составе в боевых действиях не участвовали, и на следующий день после прибытия в новую часть пошли в первый бой.
     Танк КВ, который по приказу Лизюкова был ему приготовлен «у церквы Большая Верейка» капитаном Лучниковым (и.о. командира 27 тбр), был относительно новым, отгруженным с завода ЧТЗ в начале января 42 г., и имел заводской номер 43686. Согласно списку, в его экипаж входили:
     1.младший лейтенант Ивонин Николай Евсеевич (командир взвода, он же командир машины).
     2.старшина Жлудин Иван Федорович (старший механик-водитель).
     3.старшина Суслов Евгений Александрович (командир орудия).
     4.старший сержант Пузиков Алексей Иванович (радист).
     5.сержант Можаев Сергей Яковлевич (младший механик-водитель)...
»

     Ниже собственно скан приказа по 27-й танковой бригаде на закрепление матчасти, на базе которого написан вышеприведенный текст. Это, к сожалению, единственный скан, который я сохранил из подборки Сдвижкова, видимо, из-за обширных купюр.



     После боя раненый механик-водитель младший танка КВ-1 с зав. № 43686 сержант Можаев вышел на позиции 26-й танковой бригады и рассказал известные ему сведения о судьбе генерала Лизюкова.

     И теперь о технических особенностях. Танк КВ-1 с заводским номером 43686 был выпущен на ЧКЗ в декабре 1941 года и в самом начале январе 1942 года, как верно пишет Сдвижков, был отправлен с завода на фронт.
     Вновь же в Челябинск танк прибыл на капитальный ремонт после, видимо, боевых повреждений. После капремонта танк отправили на укомплектование одной из маршевых рот Челябинского автобронетанкового центра, с которой он в июле 1942 года вновь отправился на фронт.

     Рассмотрим хорошо видимые на фотографиях внешние отличия танков КВ-1 выпуска декабря 1941 года от танков летнего выпуска 1942 года с использованием немецких фотоснимков танка, который учтен на странице сайта по танкам производства ЧКЗ выпуска 1941 года с пушками ЗИС-5 под номером 37.
     Важно! На снимках изображен не танк КВ-1 генерала Лизюкова.



     1. Корпус. У корпусов танков КВ-1 выпуска 1940-1941 годов верхний кормовой лист был выпуклый. Большая часть корпусов танков КВ-1 выпуска июня 1942 года имела прямой верхний кормовой лист.
     2. Башня. В декабре 1941 года на танки производства ЧКЗ устанавливались литые башни без прилива вокруг кормовой шаровой установки и сварные неупрощенные башни с бронекольцом вокруг шаровой установки либо без него. На танке №37 установлена литая башня без прилива.
     На танках летнего выпуска 1942 года, в основном, устанавливали сварные упрощенные башни.

     3. Опорные катки. До начала 1942 года ставились усиленные катки с оребрением.
     4. Дополнительная защита лобовой части корпуса и погона башни. На ЧКЗ примерно с начала декабря 1941 года для защиты погона башни с бортовых проекций начали приваривать довольно толстый броневой брус, а примерно с середины декабря увеличили высоту листа допброни в лобовой части корпуса.
     На танках выпуска июня 1942 года с целью уменьшения веса танка уменьшили размеры броневого бруса на бортах корпуса.



     5. Ящики на надгусеничных полках. На машинах выпуска декабря 1941 года на надгусеничных полках было установлено два больших ящика для ЗИПа.
     На танках выпуска июня 1942 года эти ящики уже не устанавливали. Зато к надгусеничным полкам крепились запасные траки.
     6. Дополнительные топливные баки. На танки выпуска декабря 1941 года устанавливалось пять дополнительных цилиндрических топливных баков (два - на левую полку и три - на правую). На танке № 37 баки не установлены, но их крепления на полках видны.
     На надгусеничных полках танков выпуска июня 1942 года дополнительные топливные баки не ставили и их крепления соответственно также отсутствуют.

kv1_1942_01.jpg

     С ремонтных танков упраздненные дополнительные баки могли и не снимать, судя по кадрам фронтовой кинохроники. На других кадрах этой кинохроники танки КВ-1 как раз самого позднего выпуска, в основном, с "упрощенными" башнями.

     Пока всё. Продолжение следует, а исправления и дополнения по вышеприведенному тексту приветствуются.
Tags: 148 ТБР, 27 ТБР, КВ-1, ЧКЗ, изменение конструкции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments