Напомню, что этот фотоснимок с аукциона Ebay в 2009 году я постил на форуме МВФ в ходе поисков на немецких снимках танка Лизюкова по известным на тот момент приметам (ссылка), но обсудить его тогда не получилось.
В 2011 году его разместили на обложке книги уважаемого Игоря Сдвижкова "Тайна гибели генерала Лизюкова".

Сейчас совершенно очевидно, что на этой фотографии изображен танк КВ-1 производства ЧКЗ летнего выпуска 1942 года из 148-й танковой бригады 2-го танкового корпуса. И потерян он был, очень возможно, 23 июля 1942 года, т.е. в день гибели генерала Лизюкова.
В 2009 году, обнаружив этот снимок, я обратил внимание на сильную загрязненность ходовой части танка и поинтересовался у ув. Краеведа насчет погоды в 20-х числах июля 1942 года в районе Большой Верейки. Далее цитирую его ответ:
«21.7.42 г. день: "Погода: душно, возможна гроза.."
Вечернее донесение: " Состояние дорог хорошее". То есть, очевидно, что за период между сводками дождя не было.
22.7.42 г. Дневное донесение 16:30 " Погода: душно, надвигается гроза..." Вечернее донесение 21:40 "Из за сильного дождя (дороги) местами не проезжи..."
23.7.42 г. Дневное донесение 16:25 "Погода: облачно, местами дожди." Вечернее донесение "Дороги подсыхают."
24.7.42 г. Никаких сообщений о погоде, но отмечено, что "состояние дорог хорошее." Надо думать, что дождей в тот день не было».
Теперь посмотрим фотографии.
На снимках танка КВ-1 из 89-го ТБ 148-й ТБР с бортовым номером 105, который был потерян в районе высоты 195,8 утром 22 июля, хорошо видно, что его ходовая часть чистая.

У танков из группы майора Ильченко загрязнение ходовой уже присутствует. Это хорошо видно на нижеследующем снимке танка КВ-1 из 89-го ТБ 148-й ТБР с бортовым номером 110 из коллекции ув.

Причем у подбитого первым около 19.00 22 июня танка из 260-го ТБ 148-й ТБР с бортовым номером 209 загрязнения минимальны. Его снимки можно посмотреть в предыдущей записи.
Вечером 22 июля 1942 года северо-западнее Воронежа прошел сильный грозовой дождь (из ЖБД 7-го армейского корпуса - am Abend starke Gewitterregen). Получается, что это произошло между 19.00 и 21.40.
Видимо, этот дождь и позволил оставшимся в живых танкистам из группы Ильченко уйти с поля боя и впоследствии выйти к своим.
Таким образом, так сильно загрязнить ходовую часть танк КВ-1 с бортовым номером 202 из 148-й ТБР мог либо поздним вечером 22 июля либо в течении дня 23 июля 1942 года. Танки КВ-1, как мы помним, в бригаде в количестве до 7 штук неизвестной боеспособности еще имелись.
А обращаю я внимание на загрязненность ходовой части танков на снимках собственно в связи с версией бывшего начальника разведки 2-го танкового корпуса Ивановского, которая изложена в его мемуаре "Атаку начинали танкисты". По этой версии командование 2-го танкового корпуса отправилось вслед за своими танковыми бригадами на двух танках КВ-1.
Но по сведениям Игоря Сдвижкова, данная версия опровергается всеми без исключения архивными документами ЦАМО РФ. По документам ЦАМО вроде как выходит, что генерал-майор Лизюков и полковой комиссар Ассоров поехали в одном танке КВ-1 из 27-й ТБР, высадив из него штатных командира танка и командира орудия.
И еще такой момент. Согласно сведениям из статьи Игоря Сдвижкова 2009 года выпуска, уничтожение только одного танка 23 июля вроде как подтверждают и немцы. Далее цитирую статью по Википедии - «В дневном донесении из 387-й пехотной дивизии в штаб корпуса за 23 июля сообщалось: «Немецкие пикирующие бомбардировщики вывели из строя 8 танков противника. Силами дивизии подбит 1 танк».
Посмотрел я это донесение по ссылке из книги Игоря Сдвижкова 2011 года выпуска, но там вышеприведенный текст относится к корпусному вечернему донесению (Abendmeldung). А утреннем донесении (Morgenmeldung) вполне себе упомянуты два уничтоженных Feindpanzer в полосе 387-й пехотной дивизии.
На этом пока всё. Теперь надо глядеть документы по матчасти танков КВ-1 из 27-й и 148-й танковых бригадам, а вышеприведенному тексту исправления и дополнения приветствуются.