iam_krasnoyarsk (iam_krasnoyarsk) wrote,
iam_krasnoyarsk
iam_krasnoyarsk

Category:

О танках Т-28 в Красноборской наступательной операции

     Два месяца назад появился повод собрать вместе всю доступную информацию о участии танков Т-28 из 31-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва в Красноборской наступательной операции Ленинградского фронта в феврале - марте 1943 года.

     Участие этих танков в боях под Красным Бором, видимо, было последним эпизодом их боевого применения на Ленинградском фронте. И, очень возможно, что нижеследующий известный снимок танка Т-28 был сделан непосредственно перед этими боями.



     В книге ув. Максима Коломийца "Средний танк Т-28" выпуска 2007 года данный фотоснимок подписан следующим образом - "Отработка взаимодействия пехоты и танков - Т-28 с автоматчиками на броне. 42-я армия, 51-й отдельный танковый батальон, зима 1942 года. Машина имеет башенный номер 230".

     Однако на сайте Президентской библиотеки фотография подписана по другому - Вперед за родной Ленинград - и датирована 1943 годом. Сделал его по всей видимости фотокорреспондент фотохроники ЛенТАСС Борис Семенович Лосин.

     Зимой 1943 года бортовые номера вида 2** имели танки 31-го ОГТПП, а вида 23* - танки 152-й танковой бригады. И в этих танковых частях зимой 1943 года танки Т-28 были.

     11 декабря 1942 года рота танков Т-28 в количестве 8 танков, в том числе и находящийся на заводском ремонте, была передана в 48-й танковый батальон 152-й танковой бригады из 222-й танковой бригады Ленинградского фронта.
     В приложениях к оперативным сводкам 152-й танковой бригады, которые ныне доступны на сайте Память народа, приведены заводские номера проходивших ремонт в период нахождения в бригаде танков Т-28 - 1571, 362279, К-420, Д-830, 350542, 350532 и 362263.

     Согласно сведениям из книги ув. Максима Коломийца "Средний танк Т-28" выпуска 2007 года, эти танки, за исключением машины с зав. номером Д-830, в период до 1 ноября 1940 года были полностью экранированы на Ленинградском Кировском заводе и отправлены в танковые дивизии 1-го мехкорпуса ЛВО.

     В 152-й ТБР рота танков Т-28 находилась до 11 января 1943 года и перед операцией "Искра" была сдана приёмщикам из 12-го запасного танкового полка.
     В дальнейшем, эти танки были переданы в 31-й ОГТПП, но пока точно неизвестно когда это произошло.

     7 февраля 1943 года полк был передан в состав 55-й армии и сосредоточен на северной окраине Колпино для участия в Красноборской операции. По плану операции он должен был действовать в первом эшелоне армии вместе с подразделениями 270-го гвардейского стрелкового полка 63-й гвардейской стрелкой дивизии.
     На 9 февраля в полку числилось 12 боеготовых танков КВ, 9 танков Т-28 и 3 броневика БА-10.

     После февральских боев под Красным Бором по состоянию на 18 февраля в 31-м ОГТПП исправных танков Т-28 не было - два танка сгорели, два танка были разбиты вражеским артогнем, три застряло в траншеях, а два оставшихся находились в ремонте.
     Один из сгоревших либо разбитых в тех боях танков Т-28 спустя год попал на кадры кинохроники о первом рейсе поезда "Красная Стрела" после снятия блокады Ленинграда в марте 1944 года. На борту башни танка виден номер формата 23*.



     Ссылку на эту хронику в свое время постили на ВИФе. Т-28 будет на 4.35-4.40.



      С 19 марта 31-й ОГТПП участвовал во второй части Красноборской операции. Полк должен был действовать совместно с 181-м стрелковым полком 291-й стрелковой дивизии.
     В мартовских боях по некоторым данным на танки Т-28 полка были нанесены бортовые номера 221 - 225. В этих боях потери составили три танка, из них один сгорел, один был разбит артогнем, а один застрял.

     Согласно сведениям из приказа по полку от 18 мая 1943 года, который постил у себя в ЖЖ yuripasholok, по итогам Красноборской операции было списано в безвозвратные потери четыре танка Т-28 с заводскими номерами 362279, 362286, 350540 и 350542.

     И теперь снова фото танка Т-28 с бортовым номером 230, которое в вышеупомянутой книге ув. Максима Коломийца имеет такую подпись - "Экипаж танка Т-28 №230 старшины М.Свирина у своей боевой машины. 42-я армия, 51-й отдельный танковый батальон, зима 1942 года".



     В 51-м отдельном танковом батальоне танки Т-28 также состояли на вооружении с декабря 1941 года по конец сентября 1942 года и участвовали в его составе в боях в районе Гонгози - Винерязи, так что его упоминание в подписи вполне объяснимо.
     Причем, судя по упомянутым в оперсводках 220-й танковой бригады заводским номерам - 1571, К-420, 350532 и 362269, это были те же танки, которые затем оказались в 152-й ТБР и З1-м ОГТПП.

     Что же касается фамилии старшины - командира танка, то где-то встречал информацию о том, что в данной подписи упомянут Михаил Николаевич Свирин и таким образом автор книги увековечил его вклад в исследования истории отечественного танкостроения. Уж не знаю насколько эта информация соответствует действительности.

     На нижеследующей фотографии из семейного архива изображен командир одного из танков Т-28 из 31-го отдельного танкового полка прорыва старшина Заблоцкий Алексей Никифорович. Этот фотоснимок предоставила родственница танкиста два месяца назад.
     Крайний справа танкист с фотографии с танком № 230 немного похож на Заблоцкого, но, скорее всего, это не он.



     Старшина Заблоцкий вместе с другими танкистами из его экипажа значится пропавшим без вести в бою 11 февраля 1943 года в районе деревни Поповка (ОБД Мемориал).



     Всё. Тема потом будет доработана, так как в ЦАМО РФ есть отчет 31-го ОГТПП о боях весны 1943 года под Красным Бором, а пока исправления и дополнения приветствуются.
Tags: 222 ТБР, 31 ГвТПП, 48 ОТБ, 51 ОТБ, Т-28, танкисты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal