iam_krasnoyarsk (iam_krasnoyarsk) wrote,
iam_krasnoyarsk
iam_krasnoyarsk

Category:

СУ-152 из Цибингена

     На сайте ортодоксальных моделистов "Тигровый угол" опознали на наших снимках 1944 года СУ-152 с заводским номером 30954, которая сейчас находится Любуском военном музее в Польше. До 1997 года этот СУ-152 стоял постаменте перед советским военным кладбищем в Цибинке (бывший немецкий Цибинген).
      Собственно ссылка на обсуждение.



     Так как именно этот СУ-152 давно мне интересен, то тоже немного покапал тему. В инете встретилась такая подпись к снимку - "Командир батареи 1539-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка гвардии капитан Ф.Н.Наговицын ставит боевую задачу команди­ру СУ-152 С.Ф.Березину. 2-й Прибалтийский фронт, весна 1944 года".

     На Подвиге народа нашлись наградные листы и на Наговицына и Березина.

Командир батареи 1539-го ТСАП гв. старший лейтенант Наговицын Федор Никифорович

Командир СУ-152 1539-го ТСАП лейтенант Березин Семен Фролович

     В наградном листе на лейтенанта Березина нашлись интересные подробности о его СУ-152. 18 марта 1944 года в ходе боя в районе д. Мал. Тимонино Пустошкинского района Псковской области у самохода отказал бортовой фрикцион и его пришлось оставить в нейтральной полосе в 50 метрах от немецких позиций. Там его ремонтировали до 6 мая 1944 года. 6 мая СУ-152 своим ходом эвакуировался, попутно раздавив кучу немцев и захватив пленного. Дополнительные подробности есть в наградных на мехника-водителя и бригадира ремонтников.

Механик-водитель техник-лейтенант Перепелица Иван Сергеевич

Бригадир 1539-го ТСАП старшина Антименко Михаил Яковлевич

     Таким образом, получается, что исходный и другие снимки СУ-152 лейтенанта Березина сделаны либо до 18 марта, либо после 6 мая 1944 года.
     Наиболее интересен снимок СУ-152 лейтенанта Березина в профиль. На нем видно, что самоход производства Челябинского Кировского завода выпуска сентября 1943 года имел весной 1944 года вполне стандартные катки от КВ-1с.



     Сейчас СУ-152 имеет полный набор катков от танка КВ-1 производства Ленинградского Кировского завода выпуска 1941 года. Собственно этим он мне, в основном, и интересен.





     Вышеприведенные снимки потырены тут. Прекрасный детальный фотообзор СУ-152 с заводским номером 30594 можно посмотреть тут.

     На постаменте на кладбище в Цибинке самоход уже стоял на катках от КВ-1, так что это не музейная переделка.



     Вероятно, СУ-152 с зав. номером 30594 был доставлен для установки в качестве памятника с какого-то немецкого полигона летом 1945 года, т.к. танковые части 1-го Белорусского фронта, в полосе которого находился Цибинген, в 1945 году уже не имели на вооружении самоходов СУ-152. Остается, правда, вариантик с Войско Польским.

     Теперь вопрос где же этот самоход мог быть захвачен немцами? Ответить на него, пока, не получится.
     С конца марта по середину августа 1944 года 1539-й ТСАП (с 17.07.1944 - 373-й гвардейский ТСАП) в ходил в состав 3-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта.
В её составе полк участвовал в июле - августе 1944 года в Режицко-Двинской и Мадонской наступательных операциях. Наши наступали, но иногда медленно из-за сильно сопротивления пехотных дивизий 16-й армии ГА "Север". Командир машины лейтенант Березин был легко ранен 20 июля 1944 года (в январе 1945 года погибнет в Восточной Пруссии в должности командира батареи 373-го Гв.ТСАП) в районе д. Дубровка в 18 км к северо-востоку от Себежа.
     В середине августа 1944 года полк был выведен в резерв и перевооружен на ИСУ-152.

     Собственно всё. Дополнения и исправления приветствуются.
Вопросы 2010 года выпуска, пока, остались без ответа. Так что повторю их. Значит, когда и откуда СУ-152 доставили для установки на кладбище в Цибингене? Поблизости от Цибингена были ли какие-либо полигоны, куда могла попасть трофейная советская техника?

     P.S. Возможными донорами катков для этого СУ-152 могли стать танки КВ-1, которые изначально принадлежали танковому полку ЛКБТКУКС.



     Эти КВ-1 были подбиты в середине июля 1941 года в районе с. Ивановское, а в 1943 году немцы их эвакуировали и куда-то вывезли. Набор катков всех нужных типов на этих танках как раз присутствовал.
Tags: КВ-1, КВ-1с, ЛКБТКУКС, СУ-152, изменение конструкции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про танки Т-50

    Ознакомился с историей серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50 на ЯндексДзен канале крупного военного историка…

  • Макарьевская пустынь, апрель 1942 года

    Получила некоторое продолжение тема боя с участием танков 124-й танковой бригады, который произошел 8 апреля 1942 года около бывшего монастыря…

  • На пути к Сталинграду

    В сентябре 2007 года на форуме РККА ув. altyn73 постил ссылки на фотоподборку немецкого фашиста, который летом 1942 года двигался по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Про танки Т-50

    Ознакомился с историей серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50 на ЯндексДзен канале крупного военного историка…

  • Макарьевская пустынь, апрель 1942 года

    Получила некоторое продолжение тема боя с участием танков 124-й танковой бригады, который произошел 8 апреля 1942 года около бывшего монастыря…

  • На пути к Сталинграду

    В сентябре 2007 года на форуме РККА ув. altyn73 постил ссылки на фотоподборку немецкого фашиста, который летом 1942 года двигался по…