?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, сначала немного истории. В марте 1942 года танк КВ-1 застрял в речке Воря и, т.к. линия фронта проходила рядом, эвакуирован не был. В послевоенные годы танк был взорван собирателями металлолома. Мелкие останки танка были подобраны, а оставшуюся практически целой переднюю часть корпуса оставили в речке. В таком состоянии "морда" прибывала практически до конца нулевых годов текущего века.

949

В 2009 году группа товарищей во главе с Романом Алымовым извлекла "морду" из речки. Фото "морды" в речке и её вытаскивания можно посмотреть здесь
http://photo.qip.ru/users/tankdriver/115231615/
"Морда" была передана в Центральный музей Великой Отечественной Войны (ЦМ ВОВ) для постройки на её базе макета корпуса танка КВ-1. Макет корпуса, видимо, предполагалось скрестить с имеющейся в музее башней от танка КВ-1с.

Однако, в дальнейшем, планы музея изменились. Якобы на верхнем лобовом листе корпуса нашелся заводской номер танка - 5005. Работа в ЦАМО позволила сотрудникам музея установить, что танк с номером 5005 был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе в августе 1941 года и в том же месяце отправлен на ст. Кубинка.
На базе полученной информации было принято решение воссоздавать на базе "морды" экранированный танк КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года целиком вместе с новодельной экранированной башней. Что и было поручено одной фирме.
В ходе строительства экранированную башню решили не делать из-за финансовых затруднений и вернулись к варианту с башней от КВ-1с. Макет был изготовлен к маю 2010 года и установлен на площадке техники в ЦМ ВОВ.

893

В дальнейшем, благодаря усилиям сотрудников музей и малярной бригады во главе с Андреем Карповым, макет танка был приведен в порядок. Получилось весьма достойно.

826

В общем, макет в ЦМ ВОВ мог стать неплохим собирательным макетом челябинских танков КВ-1. Если бы не дополнительные броневые листы на бортах корпуса, доставшиеся макету в "наследство" от экранированного танка КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года с заводским номером 5005.
Как же так получилось, что передняя часть танка выпуска ЧКЗ зимы 1941/42 года оказалась "выпущена" в Ленинграде в августе 1941 года? Не знаю. Видимо, сотрудники ЦМ ВОВ смотрели не на железо, а в документ ЦАМО. При обсуждении данной "морды" на ВИФе в 08/09 казалось совершенно очевидным, что "морда" челябинская, т.к. челябинские и ленинградские танки имели существенные отличия. И эти отличия были хорошо видны.

387

Для одного бывшего сотрудника ЦМ ВОВ и тех кто интуитивно его поддерживает приведу основные отличия челябинских и ленинградских танков, которые были видны на "морде" из Вори. Их четыре.

826a

1. "Высокий" лист дополнительной брони на верхнем лобовом листе корпуса. Подобный лист был введен на ЧКЗ приблизительно в середине декабря 1941 года. На ЛКЗ в августе 1941 года дополнительный лист брони был вровень с кромкой лобового лист, а люк в отделении управления прикрывался броневой планкой. В октябре и от нее отказались. В сентябре 1941 года на ЛКЗ была выпущена небольшая партия огнеметных КВ-1 с "высоким" листом допброни. Но у этих танков хорошо видно гнездо установки огнемета или его заглушка.



На танках ЧКЗ "высокий" лист присутствовал до конца производства.

504

2. Защита погона башни. На ЧКЗ примерно с начала декабря 1941 года для защиты погона башни с бортовых проекций начали приваривать довольно толстый броневой брус. Его остатки на "морде" помешали приварить одну из новодельных броневых накладок на макет. Разница между ленинградскими броневыми листами для защиты погона и брусом с ЧКЗ можно посмотреть здесь
http://world-of-kwg.livejournal.com/191214.html

3. Крепление уголка. На ЛКЗ с июля 1941 года и до конца производства уголок крепился к верхнему и нижнему лобовым листам на 16 гужонов. На ЧКЗ с поздней осени 1941 года и далее уголок крепился на 12 гужонов.

4. Крышка балансира. С осени 1941 года крышка на танках ЧКЗ крепилась на три болта. В 1941 году на танках ЛКЗ крышки крепились на 6 болтов.

178

Хорошо видна крышка на танке производства ЧКЗ выпуска ноября 1941 года.

Венев

Хорошо видна крышка на танке производства завода №371 выпуска лета - осени 1942 года. Она крепится уже на три болта, но сама крышка из задела.



Теперь насчет номера 5005, который был якобы найден на лобовом листе. Вот такие номера есть на нижнем листе. Есть такие и на верхнем листе. Это номера бронедеталей (50-609 - лист лобовой нижний, 3465-5 - его серийный номер).

6180

Видимо, один из них был принят бывшим сотрудником ЦМ ВОВ за заводской номер танка. Далее похожий номер нашелся в доках по отправкам с ЛКЗ. В результате такой вот архивной работы два макета танков КВ-1 получили бортовые экраны а-ля экранированный танк КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода.

Фирма-изготовитель макета с Поклонки решила не выкидывать броневой лист, который помешал приварить остаток бруса, и пристроила его на макет из Верхней Пышмы:)

526

Собственно всё. Многое писал по памяти, так что принимаются поправки от участников событий. В качестве возражений с противной стороны хотелось бы посмотреть уже на снимок с номером 5005.

UPD. Пояснения от ув. DWG по номерам и клеймам на нижнем лобовом листе.
http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=69.msg21548#new
1. Чертежный номер (50 это группа корпуса, номер чертежа)
2. Серийный номер детали в нем зашифрован изготовитель и дата выпуска.
3. Клейма ОТК и военной приемки


Comments

( 6 comments — Leave a comment )
pantherlader
Dec. 5th, 2013 05:57 pm (UTC)
Ну прямо капремонтная 4ка - 2.
iam_krasnoyarsk
Dec. 6th, 2013 03:23 am (UTC)
>Ну прямо капремонтная 4ка - 2.
А что там было? Припоминаю только разборки насчет окраски 4ки из Кубинки.
pantherlader
Dec. 6th, 2013 11:15 am (UTC)
Было все очень интересно.
В некоем музее есть некий танчик, судьбу которого удалось более-менее достоверно проследить с производства осенью-1942 и до зимы-1943. Дальше есть 2 версии.

Одна из них безусловно правильная (и принадлежит одному известному мэтру). А именно, что танк был у немцев в учебке, прошел капремонт и был взят нашими в 1945 году. Основывается на том, что где-то там при снятии слоев краски мэтром был обнаружен "поздний дункель". Других доказательств в пользу этой версии мне неизвестно. Точно так же, я не могу ничего сказать на тему наличия или отсутствия позднего дункеля - не смотрел, да и по цветам не спец.

Другая версия безусловно неправильная (принадлежит мне). состоит в том, что танчик был взят нашими в районе 1943 года и основывается на том, что в танчике почти все железки, в том числе быстроизнашивающиеся, 1942 г.в., то есть или родные, или с такого же танка. Что, безусловно, исключает его эксплуатацию немцами.
Кроме того, танк имеет боевые повреждения, которые исключают версию о его капремонте немцами (деформации корпуса, не дающие возможность правильно установить часть оборудования).
iam_krasnoyarsk
Dec. 6th, 2013 12:31 pm (UTC)
>Было все очень интересно.
Понятно. Но окрасили его, насколько помню, всё равно на 1943 год или ошибаюсь?
pantherlader
Dec. 6th, 2013 12:37 pm (UTC)
Да.
По аналогии с найденными фотками тд, в которую танк пошел с завода.
iam_krasnoyarsk
Dec. 6th, 2013 01:34 pm (UTC)
Понял. Благодарю.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner